Термин «неоклассицизм» зародился в искусствоведении и обозначал изначально художественное направление, возникшее в последней трети XIX - первой четверти XX веков. Черты стиля «неоклассицизм» проявились во многих видах искусства – в архитектуре, живописи, музыке, позже это явление пришло и в оформление интерьеров.
Интерьеры в неоклассическом стиле несложно спутать с оформленными в стиле классицизма или романтизма. И это неудивительно, ведь первый является своего рода наследником двух последних, их логическим продолжением.
Для всех трех стилей характерно внимание к античным традициям, а также элементам культуры барокко и Ренессанса.
Классицизм и неоклассицизм
Изначально неоклассицизм отличался от традиционного классицизма и иногда даже противопоставлялся ему. Новый стиль вобрал в себя многие черты романтического стиля, тогда как классицизм зачастую противопоставлялся романтике. Другое отличие стиля «неоклассицизм» заключается в его подчеркнутом демократизме и простоте, тогда как классицистический стиль во Франции развивался как придворный и характеризовался пышностью и стремлением подчеркнуть величие власти абсолютного монарха.
В восемнадцатом веке неоклассические идеи развивались в Италии. В этой стране, где античные традиции почитаемы как нигде больше, стиль также был близок к романтизму.
Создатели стиля «неоклассицизм» в интерьерах
Зародившийся в Италии этот стиль стал наиболее популярен во Франции, откуда получил мировое распространение. После вычурного и роскошного стиля «рококо», принятого при дворе Людовика XIV, французские правители обратили внимание на строгие и сдержанные традиции античности. Фаворитка короля Людовика XV, легендарная маркиза де Помпадур первой стала использовать в интерьерах элементы декора в греческом стиле. Эту традицию поддержала мадам Дюбарри, а затем и король Людовик XVI, и правительница Мария-Антуанетта Австрийская, они, будучи поклонниками неоклассицизма, официально сделали его придворным стилем.
Стилевые особенности при этом существенно пересматривались, включая в себя элементы других направлений. Поэтому в придворных интерьерах эпохи Людовика XVI можно выделить черты как классицизма, так и рококо, соединенными с так называемыми «пасторальными» деталями. Последние вошли в моду под влиянием философов-натуралистов, призывавших вести жизнь простую, наиболее близкую к природе.