Самые первые попытки красиво застроить пространство были у монастырей (план Санкт-Галленского монастыря), но они предназначались только для обустройства монастырского двора, административных, жилых и хозяйственных построек, расположенных вокруг клуатра.
Монастыри повлияли и на градостроительную схему старых городов, на окраинах которых они возводились. Монахи пытались не застраивать одну из сторон своих владений, чтобы наслаждаться природой. С течением времени эти монастыри становились включенными в число городских укреплений. Если монастыри были возведены в черте города (в Париже - монастырь Тампль, Сен Мартен, конгрегация св. Женевьевы), то все монастырские владения своей планировкой влияли на градостроительную сеть всего города.
К кафедральным соборам и крупным городским церквям тяготели многие здания (общежития, хозяйственные здания, школы и больницы). Масса зданий, относившихся к собору Парижской богоматери, тянулась до берегов Сены и включала в себя 37 разнообразных видов зданий. Постройки, которые примыкали к собору в Оксерре, занимали половину города.
Как правило, монастырь в XI—XII веках вмещал два концентрических ограждения. Во всей внешней ограде находились привратницкая, альмонарий (для раздачи милостыни) и странноприимный дом. Здесь же в определенном порядке были хозяйственные постройки: конюшни, кузницы, мельницы, давильни, пекарни, мастерские и склады. Часто были оборудованы собственные мастерские для выплавки металла. Дальше располагалась больница, а рядом с ней - поле, где засаживались лекарственные растения.
Во внутреннем ограждении, куда были вхожи только монахи, располагались обязательные «уставные» постройки. Планировочным и общественным центром здесь был клуатр – это прямоугольной или квадратной формы площадка, которая была окружена со всех сторон галереями, выходившими во двор аркадами. В романскую эпоху возводились полуциркульные арки на сдвоенных колонках, изредка чередовавшихся с одиночными.
Колоннада всегда находилась на цоколе. В центре каждой стороны был выход во двор, в центре которого находился фонтан либо крест. В Италии, Сицилии и Испании бассейн для омовения или фонтан находились не в середине дворика, а в углу клуатра.
Часто клуатр присоединялся к церковному зданию с юга (в монастырях) или с севера (при соборах). Он соприкасался с церковью через портал в плече трансепта. С другой стороны к клуатру присоединялась трапезная, а с восточной - зал капитула с дормнторием.