
Античный мир Помпей во всех красках предстал перед европейцами в середине 18 века, когда были организованы обширные раскопки. Европейцам демонстрировали древние памятники, которые открыли человечеству античную живопись, скульптуру Греции (в римских копиях), предметы из бронзы и серебра.
Найденная древняя утварь, сделанная с великим вкусом, имела такой прекрасный вид, что привела к подражанию художников того времени. К примеру, этрусская гостиная Адама в Osterley park создана в 1774—1776 годах. Это первый художественный опыт, где росписи греческих ваз, которые относили в то время к этрусским, начали применять как главный элемент оформления помещений. Сочетание красного, терракотового, желтого, голубого стало цветовым решением интерьеров «в этрусском вкусе».
В 1787 году в Фонтенбло был представлен Будуар Марии-Антуанеты. Это пример зрелого французского «этрусского» стиля. Через несколько лет Гёте, влюбленный в древние фрески, оформил заказ на копию росписи из Помпей для собственного Веймарского дома. Именно тогда многочисленные темы и орнаменты вазовой росписи закрепились в интерьерах и произведениях декоративно-прикладного искусства.
В начале 90-х годов 18 века начали делать мебель в «этрусском» стиле. Ее изготавливали в мастерской Жакоба, украшая античными сценами с греческих ваз.
В определениях «этрусский» («греческий вкус»), «помпейский» стиль были отражены исключительно ограниченные знания людей искусства того времени.
В первой трети 19 века еще одна волна увлечения древним искусством прошла в связи с осуществлением раскопок, удивительными открытиями. Трагедия античных городов снова взволновала романтически настроенных деятелей 19 века. В 1833 году была написана картина «Последний день Помпеи» Брюллова, а через год Бульвер-Литтон представил роман, в котором главный герой был помещен в реально существовавший «Дом трагического актера», найденный археологами в начале века.
В эти годы появляется помпейская тема в русском декоративном искусстве. Ее связывают, в основном, с деятельностью петербургских архитекторов Брюллова и Штакеншнейдера.
Впервые попробовал создать «помпейские» интерьеры и мебель архитектор Александр Брюллов. Он был представителем нового времени, романтиком, восторженно смотрел на мир. Все впечатления от знакомства с античным городом Брюллов в конце 30-х годов 19 века выложил в проекте Малая (Помпейская) столовая в Зимнем дворце.